суббота, 20 июня 2015 г.

Даниил Марков: Заявившему, что Бобровский плохой вратарь, хотелось по голове дать

Авторитетный ветеран Даниил Марков, за плечами которого десяток сезонов в НХЛ, провел тренировочный лагерь в Лондоне, рассказал, чем он зарабатывает на хлеб и признался, что не сомневался в своих тренерских способностях.


— Последний чемпионат мира заставил нас задуматься: как так вышло, что на всю Россию у нас нашлось всего шесть защитников уровня сборной?

— А почему, думаете, у нас такие проблемы? У нас средний уровень игроков очень низкий, — приводит слова Маркова корреспондент Sportbox.ru Екатерина Балева. — Что в футболе, что в баскетболе, что в хоккее. Нет конкуренции среди российских игроков. Я, например, смотрю-смотрю и никак не пойму, почему наши защитники играют каждый с каждым и сумбурно бегают по площадке. Ход их мыслей проследить невозможно. А ведь вроде взрослые ребята. Есть же какие-то каноны… Знаете, Пэт Куинн в «Торонто» не запрещал обыгрывать, и Бэбкок в «Детройте» не запрещал накручивать соперника — пожалуйста, только делай это перед вратарем соперника. Есть элементарные хоккейные правила: где нельзя терять шайбу, где нельзя отворачиваться спиной к игре, где нельзя закатываться и делать передачу. У нас же хоккеисты выходят из школ, не умея и одной трети от того, что они должны уметь.

— Почему это происходит?

— Надо разбираться. Я вот недавно тренировал детишек-защитников в летнем лагере. Могу сказать, что маленькие, пока еще не одурманенные, схватывают на лету, а вот старшие даже элементарных вещей не могут сделать. Катаются шаблонно, красиво, вроде думаешь: о, как хорошо катается. А даешь основные упражнения, развороты, виражи, которые в игре необходимы — хаос. Выносит, заносит, клюшки летают! Я не знаю, сколько раз за каждое упражнение я повторял — «клюшка на льду». Не понимаю, как 15-16-летние ребята этого не знают. Кто их тренирует? Где их учат? А ведь есть хорошие пацаны 10-12-летние, обучаемые, перспективные, с характером, с желанием. Но после 14-ти они куда-то пропадают.

— Так может правильно делают некоторые, что уезжают в Северную Америку?

— Надо понять, почему они уезжают. Может они уезжают потому, что им здесь нет места? Надо разобраться, кто занимает их места во всех этих лигах. И по какому праву — по спортивному или по какому-то другому? А запретить отъезд невозможно. Как запретишь? Они едут за своей перспективой, они считают, что там лучше. А здесь они в 16 лет вынуждены заканчивать с хоккеем, потому что у многих нет папы, а мама работает с утра до вечера.

— Так или иначе, вы получили первый тренерский опыт. Интересно было?

— Очень интересно. Но я, если честно, не сомневался в своих тренерских способностях. Знал, что смогу найти с детьми общий язык. Моментами было тяжеловато, многие вещи приходилось разжевывать, показывать на личном примере. Но дети меня порадовали. Было видно, что многим тяжело, но они старались. Один паренек был 2005 года рождения, в ЦСКА играет — очень мне понравился. Характер у парня бойцовский, не испугался даже 15-летних. В общем, материал есть, и хороший материал.

— Многие тренеры жалуются: из школы в первую команду приходят игроки, не умеющие кувыркаться.

— И подтягиваться не умеют. Я родителям говорил: обратите внимание на отжимания, на подтягивания. В принципе, все, что дети делают на земле без коньков, они должны уметь выполнять и на льду. А у нас многие не знают, что такое боковое катание. Многие нюансы мы упустили — прыжки через палочку, через баллон, перешагивания. Очень смешно было, когда я попросил защитников выбить шайбу у убегающего нападающего. Удивительно, но в наше время этот технический элемент забыли. Когда защитник проиграл нападающему позиционную борьбу и ногами уже не может его догнать, многие начинают лупить убегающего сзади клюшкой по трусам. Примерно так, как в моем детстве во дворе пыль из ковров вытрясали. Толку никакого. Единственный выход — выпрыгнуть и в падении выбить шайбу. Я это упражнение детишкам дал для разнообразия. Так они на лед при полной амуниции прикладывались, как у бабушки на даче на диван! «Стоп, — говорю, — ребятки. Вы, может быть, форму дома забыли? Нет, все на месте. А чего вы тогда тут прикладываетесь? Это же ваша последняя надежда! Вы же команду можете спасти! На лед надо прыгать, бросаться как лев!» Пришлось показать, причем без всякой защиты. Потом прыгали как надо.

— Вы сотрудничаете с «Русской школой хоккея», которая проводит лагеря в Сочи, Ейске и даже Лондоне. На Туманном Альбионе играют в хоккей?

— Я в Лондоне был в первый раз, и мне очень понравилось. Понятно, что уровень хоккея там немножко другой, но работоспособность детей, студентов поражает. Именно желание, стремление узнать, научиться — это подкупает. Конечно, учитывая общий уровень, мы давали упражнения полегче, что-то вообще убрали из программы, но основная часть ребят не сломалась, все требования выполняли. И хотя у них на следующий день все болело, они очень старались. Это радует.

— В Лондоне на занятия «Русской школы хоккея» пришли даже местные тренеры — для них это бесценный опыт.

— Самое интересное, что после этого лагеря к нам с просьбой обратилась Федерация хоккея Великобритании. На следующий год они хотят сделать уже 4 лагеря и даже выделяют бесплатный лед, который сами оплачивают. Только приезжайте!

— Где же у нас упущение? Что мы делаем не так?

— А что вы меня спрашиваете? У нас есть люди, специалисты, которые этими вопросами занимаются. Сейчас у нас очень модно брать за пример Америку и Канаду. А как эта Канада играет? Как Тарасов в книжке писал, пусть почитают наши специалисты. Рекомендую — «Родоначальники и новички». Если что, есть в интернете. Самое интересное, что в России эта книжка вышла совсем недавно, в 2015 году. А на английском языке она была напечатана еще в 1995-м. О чем-то это, наверное, говорит. А вообще, знаете, я уже устал разглагольствовать на тему нашего хоккея. Надо, чтобы там, наверху люди озадачились. У нас там полно работников — Федерация и все остальные, пусть у них голова болит.

— У ФХР главная задача — попасть в тройку призеров на Кубке мира и воевать с легионерами.

— Как говорит один мой друг, довольно-таки известный хоккеист: «Проблемы индейцев вождя не тревожат». А хорошо бы кое-кому задуматься — что мы оставим после себя. Рано или поздно историки рассудят, что мы, наше поколение, оставили после себя, какое наследство. Сейчас у нас любят хвалиться ростом массовости. Но надо еще разобраться, насколько хороша эта массовость, и в чем она исчисляется. Если в подготовленных профессиональных спортсменах — это одно, а если в тех, кто где-то когда-то на словах занимался… У нас сейчас тенденция пошла, я кого не встречу, мне говорят: «О, а я хоккеем занимался, но мне не фартануло, и я закончил». Я отвечаю: «Да? Ну, ладно. Значит, я фартовый». А то, что это огромный труд, здоровье, годы самоотречения — это так, мелочи. Люди думают, что это все просто так с неба падает. И ничем жертвовать не надо. Все сейчас специалисты. Один тут вообще недавно заявил: «Бобровский плохой вратарь, мышей пускал на чемпионате мира». Я чуть не взорвался, хотелось человеку по голове шибануть.

— Вы верите, что ситуация будет меняться к лучшему? Кому это надо?

— В первую очередь, это надо стране, престижу государства. Если проигрыш на домашних Олимпийских играх ничего не значит для имиджа страны, то… О чем тогда вообще говорить? Тогда вообще все бессмысленно. Зачем тогда вообще нужен спорт, хоккей… Да я без ног пошел бы играть! Мне было очень неприятно наблюдать за тем, как нас обыгрывают в Сочи. Я переживаю за ребят. Не хочется, чтобы на хоккей народ махнул рукой, как уже махнул на футбол. Ведь спорт — это лицо страны.

— Правда, что свой гонорар за работу с детьми вы отдаете на благотворительность?

— Я на этом не зарабатываю, это точно. И если я помогу кому-то справиться с болезнью, здорово. Но я бы не хотел это афишировать.

— На что же вы живете после окончания карьеры? На что семью кормите?

— Это у них надо спросить, как я их кормлю, хорошо или неважнецки. Охота выручает. По крайней мере, мясо в доме есть всегда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Facebook

Баннер